[ интересности ] 19 Октябрь, 2011 10:28

 (Одна часть статьи, которая была наиболее интересной для меня, остальная тут: http://www.avatargroup.ru/Biblioteka/Iosif_Hejfec_-_Snovideniya.aspx)

Автор не ставит перед собой задачу в рамках этой работы осветить известные гипотезы о сущности и значимости сновидений. Впрочем, их не так уж и много. Достаточно отметить, что из более чем 1200 работ, посвящённых этой проблеме и опубликованных в научной периодике за последние годы, нет ни одной, в которой бы пытались ответить на этот вопрос. Такие капитальные работы , как многократно изданная в бывшем СССР монография В.Н.Касаткина "Теория сноведений" или изданная в последние годы энциклопедия (Carskadon, M. " Encyclopedia of sleep and dreaming", NY, 1993), на этот вопрос тоже не дают ответа. Подавляющее большинство работ пытаются увязать различные сюжеты сновидений с психическими аномалиями, с возможностью диагностики ряда заболеваний и т.п.

В одной из газетных статей ("Известия" за 11.02.1988) на вопрос корреспондента: "Не биологическое ли излишество сновидения и для чего они нужны?", профессор В.Н.Касаткин отвечает: "Совсем нет. В далёком прошлом, когда человек подвергался опасностям стихийных бедствий, нападению зверей, сновидения мобилизовали все его силы. Он не мог на долго заснуть, и сон его скорее был прерывистым. Своеобразным "сторожевым пунктом" стал зрительный отдел головного мозга, самый чуткий, обладающий порогом ощущения в два световых кванта. Тревожные внешние сигналы, крики животных, ветер, запах дыма - вызывали кошмарные сновидения с картинами ураганов, пожаров, нападений и понуждали человека проснуться. У современного человека сновидения способствуют разрядке утомлённого мозга, переработке полученной накануне информации, переводом её в долгосрочную память."

Из этого интервью можно понять, что ранее у сновидений были одни функции, а сейчас - иные. То, что ранее сновидения имели сторожевые функции, понять можно. Но для чего сегодня нужно отменить эту функцию и заменить её на перевод полученной накануне информации в долгосрочную память? Как видим, ответ профессора свидетельствует о необъятной "чёрной дыре" в познании этого явления.

Поскольку вопросов больше, чем ответов, проведём самостоятельно анализ накопленных наукой разрознённых фактов.

Как уже отмечалось ранее, результаты энцефалографических исследований определили 4 - 6 кратное чередование фаз быстрого и медленного сна. Но особенно любопытен тот факт, что продолжительность каждой из фаз для различных возрастных категорий различен. Сводные данные различных исследователей свидетельствуют о том, что доля быстрой фазы составляет:

у младенцев - 50%; у детей школьного возраста - 30%; у взрослых - 20 - 25%; у пожилых людей - -14%. Особенно велика доля быстрой фазы сна у новорожденных в первые сутки - 77,7% от суточной продолжительности сна. И это при том, что общая продолжительность сна у младенцев значительно превышает длительность сна других возрастных категорий.

Вышеприведенные соотношения фаз в каждой возрастной группе выдерживаются достаточно стабильно. Попытки исследователей искусственно нарушить их показали, что организм стремится к компенсации недостающей доли той или иной фаз.

Если исходить из тезиса, что: "...сновидения предназначены для переработки полученной информации переводом её в долгосрочную память", а этого тезиса придерживается подавляющее большинство учёных, трудно объяснить причину снижения доли быстрого сна в наиболее активные периоды жизни, сопровождающиеся интенсивным поглощением новой информации (студеньческие годы, первые 1,5 десятилетия освоения тонкостей новой профессии, период ухаживания и создания семьи и т.д.).

Приведу ещё одно наблюдение учёных, дающее основание усомниться в непогрешимости вышеприведенного тезиса. Ранее уже отмечалось, что быстрая фаза сна сопровождается движением глазного яблока, т.е. предполагалось, что в долгосрочную память переводится зрительная информация. Однако исследователи, изучающие возрастные изменения биологической активности мозга у спящих детей, уже давно усомнились в концепции непосредственной связи движения глаз со зрительным образом сновидений. Объём их зрительной информации оказывался значительно меньше переводимой в долгосрочную память.

Отвлечёмся, временно, от результатов исследований учёных, на которых основывается проводимый нами анализ, и обратимся к собственным наблюдениям, с которыми всем нам приходится сталкиваться в разные периоды жизни.

Кошмарные сновидения. Кому не приходилось просыпаться от них среди ночи? Кому не приходилось будить мечущихся во сне детей, чтоб избавить их от кошмаров? Но чувство страха исчезает почти сразу после пробуждения, хотя неприятные воспоминания и ассоциации могут сохраняться значительно дольше.

Многим свойственно не запоминать сновидения, а есть люди искренне убеждённые, что вообще никогда не видят снов. Они, конечно же, заблуждаются. Но показателен сам факт лёгкого перехода от сильного возбуждения во сне к спокойной реальности пробуждения.

Продолжим поиск взаимосвязи между реальностью и сновидениями.

Рассмотрим реальное дорожное происшествие.

На пути быстро едущего автомобиля возникает неожиданное препятствие. Водитель резко тормозит. Машину заносит, выбрасывает на обочину, разворачивает против движения, но ...всё заканчивается благополучно. Можно развернуться и продолжить движение. Вот тут-то и начинаются проблемы. Пережитое потрясение настолько сильно, что должно пройти достаточно много времени, прежде чем водитель будет в состоянии продолжить поездку.

А теперь перенесём, мысленно, этот же сюжет в сновидение. Последствия аналогичного эмоционального потрясения, уже через несколько минут после пробуждения, совершенно несопоставимы с ранее описанными. Случайно ли это?

Любопытный материал добавляют к этому столь распространённые в последние годы "сонники" - пособия по толкованию сновидений. Редко когда кошмарные сновидения трактуются ими как неизбежность его овеществления. Мы вправе верить или не верить им, но огульно отметать эту тенденцию, по-видимому, нельзя.

И, наконец, ещё одно любопытное наблюдение, сделанное спортивным тренером. По просьбе автора он проводил опрос спортсменов перед тренировкой. Уже первые попытки сопоставления спортивных показателей на момент опроса с эмоциональной окраской предшествующих сновидений показала, что лучшим результатам тренировки соответствовали дискомфортным сновидениям, и наоборот.

Этот раздел об эмоционально дискомфортных сновидениях был бы неполным без комментария мудрецов Торы. В русскоязычном еженедельнике "Восхождение" (Издательство Хабад, 14.12.1990) в разделе "Из классических комментариев", в статье "И приснился фараону сон"- приводится нижеследующее толкование тяжелых и лёгких снов: "Талмуд говорит, что сны бывают двух видов. Первый и наиболее распространенный вид сновидений - это отголоски дневных событий и переживаний, циркулирующие в мозгу, не контролируемые сознанием. Ухорошего человека эти блуждающие энергетические сполохи оформляются в тяжёлые сны - наказание за небольшие проступки, совершённые днём. Уплохого - они формируются в радостные и лёгкие образы - награду за немногие совершённые днём добрые дела."

Комментарии к этому излишни.

Другой, не менее важный вывод, который можно сделать из многочисленных публикаций - это преобладание эмоциональных сновидений в младших возрастных группах. У взрослых, а тем более у пожилых людей, эмоциональные сновидения наблюдаются гораздо реже.

Сведём воедино первые итоги анализа:

 - чем меньше возраст, тем большая квота сна отводится сновидениям;

 - вполне возможно, что сновидения не всегда сопровождаются зрительными сюжетами;

 - эмоциональные последствия реальных событий значительно более продолжительны, чем, подобные же по эмоциональной окраске, сновидения;

 - эмоциональные сновидения не только не мешают активной жизнедеятельности, но, в ряде случаев, способствуют её стимуляции.

Как все эти выводы увязываются между собой?

В них просматривается строгая закономерность, которую нам предстоит раскрыть в ходе последующего рассмотрения.

Выше уже упоминалось о том информационном потоке, которым природа "окутывает" живое существо. Окружающий нас мир - это информационный океан и существовать в нём может только тот, кто адекватно реагирует на эту информацию. Адекватная реакция предполагает её полное соответствие интенсивности информационного потока не только со стороны организма в целом, но и со стороны каждого отдельного элемента этого организма. Организм, в данном случае, выступает в роли слаженного оркестра, в котором каждый его элемент исполняет свою партию в полном соответствии с поставленными требованиями. Но сыгранность ансамбля создаётся в результате длительных репетиций и тренировок. Только в результате таких тренировок обеспечивается адекватная реакция требованиям информационного потока и не превышающая предельные возможности организма. Где тот тренер, которого природа наделила этими функциями?

Прежде чем ответить на этот вопрос рассмотрим еще несколько примеров.

Один из самых совершенных оптических аппаратов - кошачий глаз. О его возможностях ходят легенды. Он способен различать предметы при минимальном освещении. Но -.владелец этого аппарата рождается слепым. Природа защитила этот чувствительный инструмент от резкого светового потока, отпустив ему 6 - 8 дней на адаптацию. Как она протекает?

В течение многих десятилетий в психологии господствовала концепция так называемого "чистого листа". В основе этой концепции лежало представление о новорожденном, как о "белоснежном чистом листе", на который жизнь наносит свои пометки. Иными словами, обучение науке жизни, в широком понимании этого термина, начинается только после рождения. Но в 1984 году в одном из научных журналов США ("Science"), было опубликовано сообщение, квалифицированное прессой как сенсационное. Учёными было установлено, что первый этап обучения ребёнок проходит ещё в утробе матери. Но так ли неожиданна эта сенсация? В течение короткого промежутка времени новорожденный резко меняет условия своего существования, испытывая при этом стрессовые нагрузки, которые, как это не странно, оказываются ниже допустимых для его организма. Следовательно он к этой встрече уже подготовлен. Во чреве матери плод защищён от мощного сетового и звукового потоков, от резких температурных колебаний. А при рождении весь этот информационный поток обрушивается на него. По последним сообщениям, новорожденный способен переносить колебания температуры от - 40 град.С до + 90 град.С. Цифры достаточно впечатляющие. Как готовился плод к адекватной реакции на резкое изменение условий?

Надеюсь, что читатель уже достаточно подготовлен, чтоб заподозрить в роли "тренера" сновидения. Если эти подозрения верны, то сновидения представляют собой созданный природой механизм адаптации организма к среде обитания. Как это согласуется с сегодняшними научными представлениями?

Профессор В.Роттенберг в работе "О некоторых аспектах функциональной значимости медленного и быстрого сна" делает следующее предполажение: "-установление и логическая переработка непротиворечивой информации и включение её в соответствующую модель реальности с некоторой вероятностью можно отнести за счёт медленного сна. С другой стороны, те события и впечатления, которые воспринимаются как принципиально несовместимые с прошлым опытом и установкой поведения, при большой их социальной и биологической значимости, прежде чем быть включёнными в формированную логическую обработку, вероятно должны пройти этап неформальной иррациональной обработки, являющейся характерной чертой сновидений."

Этот вывод очень похож на сделанные нами предположения, с той лишь разницей, что сновидениям отведена функция переработки уже ранее полученной информации. Но если согласиться с проф. В.Роттенбергом, что информация предшествует сновидениям, вполне допустимо усомниться в их жизненной необходимости. Если организм уже пережил информационный "удар", ему нужно отдохнуть от него в медленном (глубоком) сне и сновидения становятся простыми отголосками этого "удара". Трудно понять, как это определение может объяснить появление сексуальных сновидений, сопровождающихся у мальчиков поллюциями (семяизвержением) в 8 - 9 летнем возрасте. Задолго до реальных половых связям сновидения готовят ничего не понимающего подростка к энергоёмкому и высоко эмоциональному периоду его жизни.

Многие поспешат возразить автору, ссылаясь на собственные сновидения, которые отражают уже имевшие место события и лица. Это противоречие легко разрешается, если не связывать значимость и эмоциональность сновидений с их сюжетной каймой, которая действительно основана на уже накопленной информации. Сюжетная канва сновидений - это всего лишь форма, в которую оформляется эмоциональная сущность. Важно не что мы видим, а насколько это видение эмоционально. Сильные эмоциональные потрясения, воздействующие на организм в период быстрого сна, не вступают в противоречия с возможностями организма, вследствие заторможенности сном (некоторое подобие наркоза, притупляющего чувствительность). Но эти потрясения тренируют организм, готовят его к столкновению с аналогичными потрясениями в активный период. Чем чаще эти сновидения имеют место, тем лучше подготовлен организм к встрече с экстремальными ситуациями в активный период. Получив очередную дозу информации в активный период, уставший организм требует отдыха, за который отвечает медленная фаза сна, а следом за ней сновидения начинают подготавливать его к следующему активному периоду.

Попытаемся обобщить вышеизложенное и построить модель адаптации организма к постоянно меняющемуся потоку информации.

В канун рождения плод имеет практически сформированный мозг, в отличие от остальных органов, которые в процессе возмужания претерпевают значительные изменения (именно поэтому голова ребёнка непропорционально велика). Через органы чувств матери плод воспринимает дозированную внешнюю информацию и интенсивно её перерабатывает. Можно предположить, что в этот период квота быстрого сна значительно превышает величину, зафиксированную в первые сутки после рождения. Об эмоциональности сновидений, по-видимому, можно судить по активности плода в предродовой период, о котором каждая мать достаточно хорошо осведомлена. Безусловно, в этих случаях не приходится говорить о сюжетных сновидениях, но они, несомненно, высоко эмоциональны. Возможно они выражены в форме световых и звуковых всплесков или нечто подобного. Идёт систематическая, достаточно продолжительная, тренировка и подготовка к встрече с жёсткими внешними раздражителями. При этом организм, как правило, получает достаточный запас прочности, позволяющий справиться с возможными случайностями (вспомним о широком температурном интервале, упомянутом ранее).

Но если "курс" подготовки не закончен и ребёнок рождается недоношенным, приходится искусственно защищать новорожденного от избыточной внешней информации. Медики хорошо знают, каких это требует усилий.

После рождения младенца и восприятия им первого мощного информационного удара, в течение первых суток квота быстрого сна достигает 77,7%. Уже на 10 сутки эта величина снижается до 43,7%, что свидетельствует об интенсивной адаптации организма к внешним условиям.

По мере роста интенсивность снижения квоты быстрого сна убывает: в пятилетнем возрасте - примерно 32 - 35 %, в 7 - 8 лет она колеблется в пределах 25 - 29%. Об эмоциональности сновидений в этот период каждый из нас может уже судить по собственному опыту. Все мы в детстве летали во снах, падали в пропасть, удирали и ощущали невероятную беспомощность и бессилие перед всевозможными угрозами. При этом ребёнок спит беспокойно, мечется, кричит, что часто тревожит родителей. В распоряжении автора нет сколько-нибудь достоверных данных о степени влияния беспокойного сна на здоровье, но можно предположить, что у беспокойно спящих детей несколько слабее выражены тормозящие функции сна.

Взрослому человеку для выработки адекватной реакции на ставшие уже привычными и монотонными внешние воздействия, вполне достаточно 20 - 25% квоты быстрого сна. Но, при снижении этой величины, начинает проявляться дисбаланс между величиной информационного потока и недостаточной подготовкой к его восприятию. Недостаточная тренированность не позволяет сохранять принцип адекватности реакций. Они либо недостаточны, либо превышают требуемый уровень. Внешне это проявляется в переутомлениях и в плохом самочувствии.

 Появляются нарушения обменных процессов и слаженного взаимодействия между отдельными органами. Как следствие, начинается процесс разбалансировки, который на определённом этапе может принять лавинообразный характер. В этих условиях увеличение квоты быстрого сна могло бы оказать оздоровительное влияние, но на сегодняшний день нет ещё метода искусственного вмешательства и реализации такого воздействия на процесс сна.

14%-ная квота неэмоционального быстрого сна, характерного для пожилых людей, не может компенсировать интенсивность поступающей информации и нарастающий дисбаланс, в конце концов, приводит к появлению противоречий, несовместимых с жизнью.

Таким образом, имеется достаточно оснований предположить, что на протяжении всей жизни во время сна посредством сновидений происходит корректировка и адаптация организма к среде его обитания. Если это так, появляются новые направления поиска путей повышения потенциальных возможностей организма.

 

[ интересности ] 18 Октябрь, 2011 21:48

Разум - это психический механизм, основная функция которого - отличать одно от другого. Содержание разума - психические маятники, - мысли, которые заставляют разум колебаться от “приятного” к “болезненному, от плюса к минусу. Обычно человек не различает тонкую работу разума, а чувствует лишь более грубую работу ума, в которой мы видим непрерывные следствия тех процессов, что протекают у нас в подсознании. Человек, как правило, не видит реальную жизнь, а видит сны своего разума.Когда уровень осознанности поднимается до ясного осознания принципа работы разума, Вы растождествляетесь с ним, и освобождаетесь от снов разума, от психических страданий, которые были вызваны привязанностью психики к приятным переживаниям и убеганию от неприятных переживаний. При таких условиях маятники (двойственные мысли) на Вас больше не действуют, вы освобождаетесь от выбора и сомнений, и принимаете реальность, как есть, не пытаясь ее перестраивать, или искажать, переделывая в удобный для Вашего эго вид.

Истина открывается лишь тому, кто не напрягается в попытках постоянного переделывания окружающей вселенной, тому, кто успокоил свой ум, и видит то, что есть - чистую реальность, не искаженную снами разума. Тогда и все Ваши действия становятся более эффективными, без привязанности к результату.
Когда Вы переживете подобное хотя бы один раз, Вы поймете, что ничего иного никогда не хотели. Все желания человека сводятся к тому, чтобы принять реальность, и достичь состояния покоя ума, в котором Вы растворяетесь в промежутке времени между прошлым и будущим. Жизнь, какой бы она ни была, происходит в настоящем, я не устану это повторять. В настоящем нет снов разума, нет плохого и хорошего, т.к. все эти принципы завязаны на протяженности в иллюзии прошлого и будущего.
Для устранения дисгармонии в общении с окружающими – необходимо перестать зависеть от их мнения. Вы можете важать мнение окружающих, а но стоит-ли зависеть от него? Когда вы проецируете свое самоощущение на собеседника, его мнение начинает влиять на вас самым непосредственным образом. Когда он высказывается о вас дурно, вам тут же каким-то почти магическим способом делается дурно. Когда собеседник делает комплимент – “эгрегор” имени себя получает подпитку и бегут мурашки. Все это – следствие работы маятников. Чтобы избавиться от подобной зависимости необходимо наблюдать работу ума, созерцать как приятные, так и неприятные импульсы в сознании, просто как посторонние явления, возникающие спонтанно помимо вашей воли.
В качестве практики здесь подходит такой эффективный метод как медитация на мысли. Этот метод является полноценной практикой, ведущей к освобождению и просветлению. Во время такой медитации вы как бы включаете опережающее сознание, которое осознает мысли, как есть, не вмешиваясь в деятельность маятников и в процессы сознания, что бы там ни происходило. Подобное невмешательство, при условии сохранения бодрствующего сознания гармонизирует все процессы в сознании.
Со временем вы почувствуете удивительное ощущение освобождения, когда мысли воспринимаются словно река, огромный поток, проходящий через вас, к которому ваше истинное «Я» не имеет ни какого отношения. Ясное осознание этого процесса даст вам интуитивное понимание, что страдание происходило потому что вы цеплялись за отдельные мысли из этого потока, подавляя те, которые не могли переварить, пропустить в силу того, что не хватало осознанности в этом процессе. Ум подсознательно тянулся лишь к приятным мыслям, и такая страстная тяга к одному и подавление иного раскачивала маятники, создавая амплитуду плохого и хорошего. Сны разума затмевали явь, погружая в свои иллюзии.
Когда мысли несутся беспрепятственным потоком, будь то мысли со знаком плюс – приятные, или со знаком минус, вы ощущаете огромное удовлетворение и целостность от свободного потока сознания. Любая мысль растворяется при ее внимательном созерцании, создавая особое ощущение удовлетворенности. Чем более грубое переживание ( мысль, или эмоцию) вы способны растворить, тем большее блаженство оно приносит.
Со временем эту практику растворения снов разума, не ограничивая ее лишь сидячей медитацией, стоит перенести и на обыденную жизнь – использовать ее во время прогулки, в общественном транспорте, в повседневных делах и даже во время разговора. Тогда из подобного осознанного разговора уходит все лишнее, хаос и суета, а остается только самая суть. Тогда вся жизнь, каждый поступок начинают ощущаться как приключение, как удивительная игра, в ходе которой вы можете что-то выиграть, или что-то проиграть, но это не так важно, потому что самое главное всегда остается с вами.


Школа жизни

Эта статья – для тех, кто верит, что жизнь – это такая «общеобразовательная школа». И коль мы тут учимся, у нас, соответственно должен быть учитель. А для чего он нам нужен? Какова роль учителя в школе жизни? И вот здесь мы сталкиваемся с разными иллюзиями. Понятно, что роль учителя – учить. Он должен давать уроки, соответствующие нашему этапу на пути, подсказывать, принимать «экзамены» и т.п. И здесь многое сводится к тому, что мы сами понимаем под «уроками» и «экзаменами» в школе жизни. Из этого и растут наши основные иллюзии о том, какой учитель нам нужен.Многие люди, начитавшись духовно-эзотерической литературы, сильно романтизируют путь, и начинают грезить о всемогущем учителе, который «почистит» карму, научит своим волшебным «фокусам», и поможет им самим стать такими же (или даже еще «круче») «волшебниками». В этом отношении, на самом деле хочется не столько учителя, сколько именно «крутизны», власти и ощущения причастности к какому-нибудь тайному, элитарному сообществу избранных «сверх–человечков». Очевидно, все это – игра эго и самообман. Подобного рода поощрение нашего чувства собственной важности, как правило, не входит в реальную «программу обучения» в школе жизни. Откуда мы вообще можем знать, чему нас должен учить учитель? Нам ли это решать?
Из этого вытекает самоочевидный вопрос: какие «предметы» входят в нашу индивидуальную программу обучения? Возможно, среди этих предметов есть: одиночество, отчаяние, старость, ущербность, ничтожность, любовь, трезвость, мудрость, доброта и др. Этот список может вызвать справедливые опасения. Возможно, здесь не хватает таких предметов как: слава, успех, благополучие и наслаждение? Никто и не припомнит, чтобы при «поступлении» выбирал факультет с такой программой. Отсюда вытекает еще один интересный вопрос: кто, или что «внутри» нас выбирает «программу» обучения? Мы же не можем выбрать эту программу за нашего «учителя»? Иначе, зачем он нам нужен? Ум, с которым мы отождествлены, постоянно колеблется, сомневается, меняется, трансформируется. Как сориентироваться в таких неустойчивых условиях? Можно ли полагаться на свой маленький человеческий ум в таких важных вопросах? Уму только и остается, как принимать последствия глубинного «выбора» нашей сущности, и мечтать об «учителе», который поможет решить все проблемы.
Учитель в роли отца
Чему конкретно должен нас учить учитель? В «школе жизни» очевидно, лучше самой жизни нас здесь никто не научит. Но мы хотим учителя в теле, чтобы принимать его по-человечески «понятные» нам уроки. Но жизнь как учитель – это даже больше, чем учитель в лице конкретного человека. И возможно все дело в том, что жизнь вообще – это гораздо больше, чем мы способны принять. Уроки жизни бывает нелегко понять. И тогда жизнь, порой действительно выбирает подходящее воплощение самой себя в теле «учителя», который говорит с нами на нашем языке, понятными нам словами. При каких условиях это осуществимо?
Как говорится, “учитель приходит, когда ученик готов”. То есть, по идее учитель должен сам выбирать ученика, исходя из своего глубинного понимания, или же на ученика ему “указывает сила”. Но в наше время с “учителями”, как на рынке. В наше время существует множество разных «школ», в которых люди сами себе выбирают своего персонального Гуру, который придется «по душе». Мы сами выбираем чему верить, в чем разочаровываться, чему учиться и т.п. Получается, мы лучше самих учителей знаем, чему и у кого нам учиться? Да и потом, уместны ли в таких вопросах рыночные отношения? В большинстве случаев, вариант с учителем от «школы» – это лишь очередное предложение на рынке товаров и услуг. Есть спрос – есть и предложение. А вариант с “настоящим” учителем в теле, наподобие Дона Хуана - большая редкость, на которую, ИМХО, рассчитывать и не стоит.
Чего мы ожидаем от учителя? Иногда – это просто компенсация собственной беспомощности, несостоятельности и подмена роли нашего отца. В роли учителя, в таком случае, мы ожидаем увидеть мудрого, сильного покровителя, на которого можно свалить всю ответственность за свою жизнь. Часто в поисках учителя человек просто жаждет избавить себя от груза забот, выбора, ответственности, сомнений и облегчить свою жизнь «на халяву». А без учителя мы вынуждены «пахать» и взрослеть самостоятельно. Взросление вообще, связано с определенного рода самостоятельностью. А самостоятельность – один из самых важных уроков, которые мы получаем в человеческом теле. И рядом с «живым» учителем урок самостоятельности зачастую усвоить даже сложней, нежели самостоятельно, то бишь – без персонального учителя.
Вот и получается, что почти каждому остается вариант «учителя», в роли которого выступает сама жизнь. Она учит через людей, через ситуации, состояния, события, через все, что с нами происходит. Просто учит она не тому, чего хочется нашему эго. Жизнь учит нас не красивым мистическим “фокусам”, которые бы нас потешили, а учит она именно тому, чему мы и должны учиться. Даже если эти уроки сводятся к нудным, длительным, серым будням, в которых мы не “горим” словно звезды в ночном небосводе, а живем простой, тихой жизнью.
Учитель в роли «козла отпущения»
Мы, к сожалению, очень часто своим умом хотим лишь потешить свое самолюбие и гордыню, при этом, выбирая путь наименьшего сопротивления, которому временами всеми силами сопротивляемся. Нам хочется сверх-способностей, просветления, теплого места у «престола» самого Бога, а получаем мы «серые» будни. Нам просто очень трудно понять, что эта «серенькая» жизнь, которая с нами периодически случается – и есть тот необходимый, важный урок, который нам следует пройти. И если бы этому уроку нас учил живой человек, на него с высокой горы нашего непонимания, покатились бы огромные бочки. «Чему ты тут учишь? Мы хотим радужных фейерверков! Мы хотим стать великими магами, святыми и просветленными, возвысившись над бренной массой обычных мирян!» Мы просто не готовы принимать уроки жизни от живого человека. Наш учитель не имеет личности, чтобы у нас не было возможности свалить на него все свои проблемы. Да и вообще: катить бочку на учителя – дело неблагодарное.
Жизнь в роли учителя ставит перед нами различные задачи и открывает пути их решения. «Невыполнимые» задания нас учат наиболее эффективно. Именно такие, на первый взгляд «не решаемые» задачи побуждают нас расти над собой, чтобы мы обретали новые качества, благодаря которым невыполнимое становится выполнимым. Само ощущение «тупика» – важный урок, проживая который мы взрослеем. Простой и очевидный факт: уроки нас учат. Просто мы не всегда способы разглядеть урок жизни за очередной «проблемой». Будь это урок учителя в теле, нам было бы на кого вывалить все наше негодование по поводу уровня сложности, на котором мы играем в игру под названием «жизнь». И в таком случае, нам было бы куда проще послать такого учителя на три буквы, и жить припеваючи, забыв о всех (уроках) «проблемах». А вот от обезличенного учителя в лице самой жизни нам так просто не отделаться. Кого и куда мы в таком случае будем посылать? Наше тело – один из самых сильных наших учителей. Другие важные учителя: наши родители, наша страна, наша работа, наши друзья и близкие, люди на улицах и в общественном транспорте, все-все, что мы видим, слышим, чувствуем и пониманием.
Наше «Я» - это чистое восприятие, бытие в котором происходит жизнь. Эта жизнь – обучает саму себя. «Обучение» - лишь одна из многих граней, которая происходит на фоне нашего «Я». И на этой грани – не делается никаких особо значимых акцентов. Мы – просто есть в этой жизни. Что такое жизнь? Возможно, в понимании этого и заключается наш основной урок.


Автор- Игорь Саторин